главная   архиконцерты   муз. ресурсы  гостевая
   
Sergei ShmidtКоРрРкинаВидеоканалобсуждаем..
Игра ва-банк по-иркутски

В последнюю неделю марта в Иркутске почти одновременно выступили два известных человека, имеющие взаимоподобные внешности. Чтобы их легче было представить читателю, который не был на концертах, не могу не заметить, что оба они похожи на Горлума из кино-опупеи Джексона «Властелин колец»



28 и 29 марта в музыкальном театре и в филармонии прошли концерты живого классика авторской песни Александра Городницкого. Городницкий впервые выступал в Иркутске. 30 марта в бывшем доме культуры, а ныне клубе «Орбита» прошел концерт группы «Ва-банк», фронтменом которой является тезка Городницкого Скляр, который тоже впервые выступал в Иркутске.

Александр Городницкий – один из символов нашего шестидесятничества – дважды собрал полные залы. Александр Скляр – выходец из 1980-х, золотой эпохи советского рока, духовный наследник не нашего шестидесятничества – не собрал и одного полного зала. Советские шестидесятые опять взяли вверх над советскими восьмидесятыми (российские девяностые в конкурсе не участвовали). Интересно, что в реальных социально-исторических процессах все произошло ровно противоположным образом.

Александр Скляр – готовый прототипчик для какого-нибудь художественного романа или телесериала, рассчитанного на семейное чтение или просмотр. Его жизнь это лихо закрученный сюжет. Скляр - урожденный московский мажор. Отец - ученый-физик. Мама - заместитель главного редактора журнала «Работница» (журнал – настоящий предшественник современного «глянца»). Скляр – выпускник МГИМО. Страшно сказать - имеет такой же диплом, что и Ксения Собчак. Думаю, что он единственный в мире рок-музыкант с дипломатическим образованием. Правда, учился Скляр плохо, поэтому поехал работать в непрестижное посольство в Северной Корее, причем, судя по ряду намеков в интервью, без знания корейского.

Потом «дипломат» стал не просто рок-музыкантом, а натуральным панком. «Иметь в Германии фамилию Мюллер – все равно, что не иметь никакой», - говорил барон Мюнгхаузен в Захаровском фильме про Мюнгхаузена. Быть панком в перестроечном СССР - в стране, которую мир по инерции воспринимал как «страну ночных допросов и расстрелов», а она давно уже была просто «страной пустых магазинных полок» - это все равно, что быть никем. Скляр же очень неглупый, что называется, думающий человек. Такое нечасто встречается в творческой среде, а в среде рок-музыкантов вообще редкость (настоящему таланту ум не нужен). Видимо ум и эстетический вкус помог Скляр довольно быстро отойти от панк-эстетики, сохранив, впрочем, тягу к плотному гитарному звучанию, да хитовую песню «Черное знамя». Скляр стал одним из самых интеллигентных и лиричных современных российских музыкантов. Замечу также, что группа «Ва-банк» - одна из немногих (разве что «Калинов мост», «Аукцыон», да Гарик Сукачев еще на ум приходят) советских рок-групп, которая с годами стала делать на порядки более интересные песни, нежели делала в советские времена.

Иркутский концерт – первый во всероссийском туре «Ва-банка», посвященном знакомству с новыми местами и раскрутке нового альбома «Игроки и шпионы».

Сначала пара впечатлений от концерта, не связанных непосредственно с «Ва-банком». Я давно уже заметил, что не один иркутянин не может с точностью назвать количество телеканалов и печатных изданий в нашем городе. На концерте меня не покидало ощущение того, что количество людей с штативами и всякой профессиональной видео- и фото- аппаратурой в зале превышает количество рядовых слушателей. Судя по всему, Иркутск можно назвать городом победившей СМИ-культуры, утопия медиакратии стала у нас реальностью.

Несколько теплых слов следует сказать о разогревавшей публику группе «Экстраверт», ибо слезы, навернувшиеся во время их выступления, долго не высыхают, подобно плохим чернилам. Рок-музыка никогда не была сильной стороной Иркутской культуры. Помнится для разогрева группы «Гражданская оборона» даже пришлось приглашать Усольскую панк-групу «Флирты». Но неужели у нас действительно не осталось ничего кроме «Экстравертов»? Эти ребята работают в жанре «молодые, но толстые», то есть взращивают семена, обильно брошенные в благодатную провинциальную почву группой «Ария» и ее различными фракциями. Вот кстати типичная несправедливость судьбы – скорость игры на гитарах у «Арийцев» и «Экстравертов» примерно одинакова, разящий вокал неотличим, но одни живут в Москве, а другие в Иркутске. А ведь это лотерея – кому где жить. Почему одним повезло, а другим нет? Почему именно «Экстравертам», наверняка имеющим свою аудиторию, доверили выступить на разогреве перед группой, в свою очередь когда-то разогревавшей такие нехилые коллективы как “Rollins`band” и “Rage against machine” – осталось загадкой. Представляю, как поприкалывались над ситуацией сами музыканты «Ва-банка».

Теперь собственно о «Ва-банке».

Мне думается, что если русский или русскоязычный рок имеет право на существование, то он должен быть именно таким, каким делает его группа «Ва-банк». То есть неким смыслопередающим творчеством, музыкой, под которую приятно отстегнуться на концерте, но которую, честно говоря, совершенно не обязательно иметь в домашней фонотеке. Подача смыслов, освобожденная от занудства, всегда отличала лучшие образцы русского рока. «Ва-банк» действует в рамках этой же стратегии. Группа делает песни, которые идеально подходят под критерии, обозначенные когда-то Майком Науменко: любящие танцевать должны получить возможность подвигаться, а не любящие – посидеть и послушать музыку и тексты.

Если авторская песня в нашем отечестве традиционно грешила занудством, то рок-музыка истеричностью. Скляру, который, кстати, в одном из интервью отказался отделять одно от другого, удается избежать и того и другого. Рок в его исполнении это некая «веселая сила», а не моральные нотации с геолого-туристическим душком и не «демонстрация незаживающих ран» с душком наркологическим. Особенно запоминается некая энергия благородства, исходящая от музыкантов, которая в нынешнюю эпоху завоевания рок-сцены разными «зверями» и «дельфинами», оказалась в серьезном дефиците.

Это благородство соединяет его разные сценические образы, а Скляр умеет быть разным. Например, на отдельных особенно забойных песнях, подключив все групп мышц к выделыванию загадочных движений, с жевачкой во рту, он напоминал героического германского вратаря Оливера Кана в воротах. И все это вместе с иронично-точным: «Давайте улыбаться, мы новые китайцы, мы новые японцы».

А иногда казалось, что для людей в зале поет просто очень мудрый, честный, скромный человек. Например, когда исполнялась песня «Я готов», напоминающая про то, что все мы конечно родились при тоталитаризме, но и что - разве мы от этого умерли?



«Не ропщу, что служил, проклиная,
И что жил под ярмом не жалею,
Я за нашу кровавую баню
Расплатился мылом на шее».

Негаснущий видеоряд за спинами музыкантов сначала оставлял впечатление большого караоке (наверняка все видели, как в караоке-клипах девочки в купальниках дефилируют под что-нибудь вроде «Есть только миг между прошлым и будущим»), но постепенно я начал замечать, что подборка кадров на самом деле является очень тонкой и точной. В основном это были кусочки из старых черно-белых фильмов. Так многолетний хит «Черное знамя» был удачно дополнен батальными кадрами из фильма «Унесенные ветром».

Что не понравилось? Скляр, судя по его репликам, придает большое значение новой песне «Куклы», хотя получилась она очень банальной - фактически попыткой вычерпать что-то еще из темы, наглухо закрытой песней А. Макаревича «Марионетки», навязшей на зубах уличных и пригородно-поездных музыкантов.

Кроме того, осталось ощущение, что песенки с матерной лексикой можно было не писать и не исполнять вообще. Хоть быть может современному рок-герою трудно без этого (даже Земфира матюгнулась в последнем альбоме) – не смог же недавно журнал, для которого я пишу этот текст, обойтись без голой задницы в номере, хотя мне кажется вполне очевидным, что «матерящиеся задницы» следует отложить на время на «архивных полках освободительных 1990-х».

Концерт завершился элегантным «бисовским» исполнением «Ва-банком» песни «Не бросай», хорошо известной поклонникам группы «Колибри».

Ревущий зал, гитарные рифы, лица музыкантов… Когда вглядываешься в них, становится понятно, что уж эти парни точно играют не только ради денег, поскольку умеют выхватывать в пучине рок-н-ролла что-то такое, что не водится в других стихиях.

Такой вот отчет о концерте группы "Ва-банк" я написал для журнала "Афиша" (сошлитесь на журнал, если будете выкладывать). А фотографий нет

С уважением, Сергей Шмидт


обсуждаем..



наверх



. . .

 

День 30 марта. Бросая на произвол судьбы интересный вечер, отправляюсь в Орбиту. Смутно представляю зачем. Отказавшись от "халявного" Городницкого, ничего не стоит пропустить и Ва-Банкъ. Тем не менее я еду. То ли потому что интересно, то ли потому что обещала, то ли некие силы направили на путь истинный... Несмотря на неоднократное посещение клуба, его местонахождение для меня было весьма туманно. Дошла.

Немного вполне приличных человеков с пивом или без оного ожидали действа как на улице, так и внутри. Зевание в холле длилось недолго: люди плавненько потекли в зал.

Стоит вообще отдать должное Орбите: небольшой и довольно уютный зал не вмещал малоприятные толпы и вольную перепившую публику. Сидеть за столиком, взаимно утаптывать ножки у сцены или попросту стоять на некотором отдалении - все это, в общем-то, было доступно, что утвердило во мне и без того стабильное ощущение приятности клуба, хотя бы с точки зрения атмосферы.

Итак, концерт. На разогреве - Extrovert. Даже мои никудышные и определенно слабенькие знания в области иркутской рок-тусовки, включали некоторое представление об этой группе. Да-да, видели мы их, при том не раз - в музыкальном театре. И ведь даже нравилось! А тут...

Простите за отступление, но как жаль мне этих несчастных людей, выступающих перед "мэтрами", какое неблагодарное это занятие! Ведь ждут-то совсем других, ведь вся прелесть разогревальщиков для публики в том лишь, что каждый их аккорд приближает появление Тех Самых! И все. Печально.

Для меня и этот случай не стал исключением. Такие прелестные в рок-операх экс-стихийцы на сцене Орбиты показались мне невыразительными. Почему-то вспомнилась Ария, да еще эти ноги гитаристов на мониторах (или как там их?)... где-то это уже, мягко говоря, было. К тому же не очень-то было слышно в чем суть песен. Только одна фраза в самом конце самой последней песни после многократного повторение врезалась в сознание. Временно. А может, и неважно это.

Мраморный пол поделен на квадраты. Два человека в 3-4 метрах от меня сидели строго каждый в своем.. Мне подумалось: а что если всех пришедших рассадить по квадратам? У каждого будет своя жилплощадь. И красиво, как в мечети. При чем здесь мечеть? Если спросили бы: "Ну, как?" Ну, что тут сказать? Нормально. Больше нечего. Пять черных человечков сошли со сцены. Уходить пришлось неуклюже: публика нелепо молчала. Не зажгли. И, судя по реакции зала, не только меня. Оваций не было - хотелось даже извиниться...

...далее Ва-Банкъ. (Надо признаться, я, наивная чукотская девочка, идя на концерт, смутно припоминала что это за группа... Это типа как Аукцыон, или Монгол Шуудан, или Ноль, или... и песня у них такая: "Я сам себе и небо, и луна..." Только ближе к концу до меня дошло, что эта самая "Дорога" к Ва-Банку вообще отношения не имеет. Зато в концерте я обнаружила целых три известных мне песни!!!) Вышли. Какие они неудивительные, в смысле я их вот такими и представляла! Всеобщая окольцованность черными очками. Совершенно обаятельный А.Ф. Скляр очаровательно пожевывал нечто. И, черт возьми, как ему это шло!

Первые две песни, несмотря на младенческий возраст, звучали неплохо, во мне даже обнаружилось оживление. А вот после третьей я начала мечтать об окончании. Что длилось до того самого момента, пока Скляр не запел "Маршруты московские"... Ммм... Хороший мой, спасибо! И пусть это что-то вроде шевчуковской "Белой реки", во мне сразу все проснулось. И в сознании почему-то картинки промозглой послевоенной осени: лужи, сырость и мальчишеские ноги в сползших коричневатых чулках и облупленных, заляпанных грязью ботинках.

В очередном припеве звучит: "...я поеду, я поеду на Байкал...", на что из зала одобрительные крики. Хорошая песня: я поеду, я поеду в Красноярск... или на Оку... или под Тюмень... или прямо в Крым... Короче, много вариантов. =) Далее что-то пелось еще. Что именно - поклонникам виднее. Периодически Скляр вставлял какие-нибудь реплики, божественно по-змеиному изгибаясь, гитарист добродушно улыбался, как будто удивленно или испуганно глядели глаза басиста, ударник усердно стучал, как и положено. В общем, хорошая такая концертная обстановочка. Только одна песенка мне необъяснимо не понравилась, и захотелось пойти куда-нибудь присесть. Впрочем, она достаточно скоро скончалась.

Не знаю, кто как, но я после "Босиком по луне" и вовсе захотела полетать, тем более в фиолетово-синих огонечках зала, которые по моим ассоциациям очень подходили Ва-Банку.

Потом еще песни, песни, песни... Когда я все ж таки решила дозаправиться газированной водичкой, ребята начали потихоньку откланиваться. И ушли, оставив зал третьего гастрольного города без себя любимых. Вот тут немногочисленная в общем-то публика в фиг знает откуда взявшемся едином порыве начала кричать стройно и внушительно. После выдержанной паузы московские гости выпрыгнули на сцену для планового завершения концерта выходом на бис. Что им весьма удалось. Еще две песни для страждущих. И снова последние строчки последней песни вгрызлись на сей раз в долговременную память:

"Ты меня за все пожалей,
Даже если хочешь поругай,
Только не бросай, не бросай,
Только не бросай..."

И с таким надрывом кричало и хрипело выгибающееся тело А. Ф. Скляра, что две вещи запрыгнуло в душу и закопошилось:


1. надо СРОЧНО купить альбом Ва-Банка
2. зря я оставила интересный вечер и теплую мужскую грудь

А он все пел и мне уже тоже хотелось кричать, орать и вывернуть всю себя наизнанку.

А потом кончен бал, погасли свечи. Прощай Ва-Банкъ. Долго висел полумрак, но и он прошел: на освещенном полу все те же квадраты. Выход из атмосферы концерта на удивление легкий. Я едва ли не сразу задумалась о другом. Но... что-то осталось.

Поразительно, Ва-Банкъ впечатлил, зажег, зацепил, проскреб, расцарапал мое чувствующее. Чего я никак не ожидала. [удивленные и странно спокойные глаза].

[КоРрРкина © ИркРок], 4.04.2005.

обсуждаем..



наверх



. . .

 

30 марта в клубе Орбита группа Ва-Банкъ дала единственный концерт. Александр Ф. Скляр и его команда впервые приехали в Иркутск. Наш город стал отправной точкой их тура по России в поддержку нового альбома "Игрки и шпионы". На разогреве у музыкантов выступала Иркутская группа "Extrovert".

После концерта мы пообщались с лидером "Ва-Банка" Александром Ф. Скляром.

- Александр, спасибо за концерт, очень понравилось, приезжайте к нам еще.

- Мы постараемся. Обещаем не через 19 лет приехать, а через полгода, ну максимум год.

- Вы впервые в Иркутске, а завтра утром уже уезжаете, значит не получится путешествия на Байкал, не жалеете?

- Конечно, жалеем, но действительно не получится. Единственная возможность выехать на Байкал - но смысла нет - темно, его для нас никто не будет специально освещать.

- Известно о вашей тяге к экстремальным путешествиям, где были в последний раз?

- Вся моя экстримальность начинается и заканчивается в музыке. Я уже с парашютом прыгал, на воздушном шаре летал, с гор спускался, со сцены падал, ключицу ломал, на горных лыжах ногу ломал, позвонок выбивал, ну что еще? Думаю хватит.

- Нехватает только подводного погружения на дно Байкала...

- Не хочу. Не хочу. Не хочу. Потому что это влияет на уши. С мотоцикла я уже падал и баротравму уха получил, мне достаточно, так что никаких экстремальных путешествий больше не будет, всю эктремальность я переношу на сцену.

- Вы учились в МГИМО, работали дипломатом в Корее, наверное знаете много иностранных языков?

- Нет, не много. Знаю корейский очень слабенько, нет практики, язык забывается, это вещь живая, на нем нужно говорить. Английский знаю, поддерживать стараюсь, читаю, общаюсь, если есть такая возможность, хотите, с вами поговорю?

- А песни на английском не пишете?

- Нет, считаю, что в этом нет абсолютно никакой необходимости, потому что на Западе мы не выступаем. А если бы выступали, то делали бы это по-русски. На родном языке, если хорошо постараться,рок-н-ролл вполне можно петь. Не вижу смысла, зачем его нужно петь на иностранном языке, живя в этой стране, где культура русского языка, где так много великих людей в литературе, поэзии. Писать можно на любом языке, если немного пораскинуть мозгами и поискать ритм.

- Многие команды сейчас пробуют себя в съемках кино и сериалах, у вас не было такого опыта?

- Нет, не пробовали себя пока, но я хочу, очень хочу, пока достойных предложений нет.

- Что может быть достойным предложением?

- Хорошие режиссеры - Такеши Китано, например, Люк Бессон. Из наших... Все ушли, для кого можно попробовать, а новые пока не дотягивают. Ну правда, вот кого можно рядом поставить с Такеши Китано, ну честно, если не кривя душой, без всяких рекламных лозунгов? Их нет, либо они есть, но мы их не знаем. Они должны сами найтись, потому что все остальное по сравнению с такими образцами, как Такеши Китано, Феллини, Курасава - это все ученики, начинающие кинолюбители до 50 лет. Правда, я не кривлю душой.

- С какими нашими группами у вас хорошие отношения?

- С "Текилойджаз", "Кирпичами", "FAQом", с "Агатой Кристи" уважаем взаимно друг друга. Вроде неплохие отношения с "Чайфами", к сожалению, не они нас, не мы их не пришли поздравить. Они нас - с презентацией альбома. Мы их - с 20-летием по причине того, что концерты стояли очень близко друг к другу. В день нашего концерта они еще не прилетели, а в день их концерта мы уже отрубились, так что адекватно поздравить друг друга не смогли. Еще дружим с Гариком Сукачевым, со Славой Бутусовым. Может, конечно, забыл кого-то.

- У вас есть настольная книга?

- Есть походная книга - "Похождение бравого солдата Швейка". Взял вчера из Москвы, намерен публично прочитать в течение всего тура и подсчитать количество рассказов, которые Швейк рассказал на пртяжении всего романа. Вот вы знаете, сколько всего он рассказал?

- Нет, не знаю.

- И я не знаю, более того, никто из тех, с кем я беседовал, кто любит эту книгу, не может точно сказать, сколько всего было рассказано Щвейком. Я хочу в конце тура эту цифру зафиксировать. Потом вам расскажу.

- Где вы черпаете вдохновение и положительные эмоции?

- От общения с хорошими людьми, от хороших книг, фильмов, от семьи, моих любимых друзей, от природы.

- Вам приходилось когда-нибудь идти ва-банк?

- Все время, по жизни приходится идти ва-банк. Иногда больше, иногда меньше, но в принципе эта составная часть жизни.

P.S. После интервью Александр Ф. Скляр попросил как-нибудь отправить ему эту статью. Так вот, Александр, если вы сейчас читаете эти строки, значит, от Иркутска до Москвы не так далеко, приезжайте, мы ждем.

Екатерина Белых © Видеоканал

обсуждаем..

наверх

Все права сохранены. 2005 © PRO-ЦЕНТР "ЖИВАЯ МУЗЫКА" Иркутск livemusic@bk.ru design AntonyBark © 2005